300x193 - ВЕЛИКИЙ ПОСТ

 

 

Сейчас идет Великий пост. На что, прежде всего, нужно обращать внимание в это время? Как выполнить обещанное Богу? Мы попытаемся вместе осознать смысл этого особого времени в жизни каждого православного верующего …

 

Пост не может быть обыкновенной жизнью

Что нужно, чтобы происходил рост, чтобы пост не превращался только в воздержании от пищи?

Пост — это лучшее время, когда в себе самом можно что-то изменить по-настоящему. Он требует особой концентрации всех наших духовных, психических и телесных сил. Пост не может быть обыкновенной жизнью, это движение, рывок в сторону духовного самосовершенствования. И еще — это такое время, когда плод правильной постовой жизни становится очевиден.

Показательна для понимания сути поста история из жизни святителя Митрофания Воронежского. У него был келейник, которого он очень любил. И как-то под конец Великого поста он идет к себе в келью и чувствует, что из комнаты его келейника сильно пахнет рыбой. Святитель постучался, зашел и видит: келейник сидит с каким-то человеком и действительно ест уху. Он говорит: «Брат, ты это как? Чего вдруг?». А у него был строгий монастырь, сам он был строжайшим постником. Тот отвечает: «Понимаешь, это мой односельчанин, друг детства, мы с ним были не разлей вода, он ко мне приехал первый раз за 15 лет. И привез в подарок рыбы. Выкинуть ее я не могу, а так она пропадет … . И мы с ним вот сварили этой ухи …». «Ну, ладно, — говорит святитель Митрофаний, — такой ухи и я с вами поем». Сел и поел. Не потому что хотелось, а потому что по сравнению с этой дружбой и любовью запрет на рыбу постом был просто ничто …

Но это исключение, в практике же повседневной жизни нарушать пост не следует. Нужно приложить все силы, чтобы потрудиться во славу Божию ради святых заповедей Церкви.

Или вот такая еще постовая история. У одной женщины были проблемы, и она ездила к духовному человеку. Проблемы были настоящие, очень серьезные. Она ему говорит: «Я сама взяла на себя такое послушание, читать за преодоление этой беды по 2 кафизмы в день. Это нормально?». А он: «Почему 2 кафизмы? У тебя же это все горит и гибнет. Так ты вот возьми и сразу всю Псалтирь прочти! И еще прочти, и еще …». И жизнь ее изменилась, правда. Но все это она делала по благословению, а не самочинно.

Если тебе что-то очень нужно и ты хочешь умолить об этом Бога, то пожертвуй чем-нибудь серьезным! Понеси достойный подвиг. Любая жертва, все, что человек делает ради Христа и ближнего, действительно с кровью от себя отрывая, мгновенно отзывается. Но жертва и усилия должны быть соответственные. А если ты каждый раз по 5 копеек платишь, тебе и будут отдавать на 5 копеек. Потому что «как аукнется, так и откликнется». Ибо как сказано в Евангелие: «Только употребляющие усилия восхищают Царство Небесное … . И что посеешь, то и пожнешь …».

 

В посте нет ничего, что нам не по силам.

 

Считается ли грехом, если человек в еде пост не соблюдает, но в духовном плане старается вести себя правильно?

Дело в том, что невозможно, не соблюдая одного, делать все остальное хорошо. Так не бывает. Пост — это некоторый договор: мы с Богом договорились, что мы будем это выполнять. Какой смысл в договоре, если мы его нарушаем? Что там такого, что ты выполнить не можешь? Что?

У святителя Николая Сербского есть чудные «Индийские письма». Индусы, путешествуя по Европе, были поражены тем, что в Европе в церковь ходят 1 раз в неделю и молятся только перед едой. Они говорят: «Как так? Мусульмане, над верой которых вы превозноситесь, 5 раз в день молятся» ..

А мы считаем, если человек Правило читает и в церковь 2 раза в месяц ходит, то он уже сделал столько! Поэтому в посте нет ничего такого, что ты сделать не можешь, что тебе не по силам …