facebook - НЕЗАБЫВАЕМАЯ ВСТРЕЧА С ОПТИНОЙtwitter - НЕЗАБЫВАЕМАЯ ВСТРЕЧА С ОПТИНОЙgoogle - НЕЗАБЫВАЕМАЯ ВСТРЕЧА С ОПТИНОЙpinterest - НЕЗАБЫВАЕМАЯ ВСТРЕЧА С ОПТИНОЙ300x225 - НЕЗАБЫВАЕМАЯ ВСТРЕЧА С ОПТИНОЙ

24 октября празднуем Собор преподобных Оптинских старцев. Об этих великих людях, их деяниях и о своей встрече с Оптиной пустынью рассказывает паломница Ольга Глаголева.

 

Святое место

Оптина пустынь — один из древнейших монастырей России, расположенный в Калужской области на правом берегу реки Жиздры (левый приток Оки) в 3км от города Козельска. По преданию, этот знаменитый монастырь был основан в XII веке раскаявшимся атаманом шайки разбойников Оптой, принявшим затем монашеский постриг.

С начала XIX века и до сего времени монастырь называют Введенской Оптиной пустынью. По замыслу его устроителей в те далекие времена попасть в монастырь можно было через Западные — святые — ворота (сейчас этот вход закрыт, главными почему-то сделали Южные), переправившись на пароме через реку.

Это было весьма символично. Оставив позади все земное. Паломники оказывались перед Святыми вратами — как бы границей двух миров: земного и Горнего, затем попадали к главному монастырскому храму, естественно, Введенскому. Здесь сейчас покоятся мощи преподобного Амвросия Оптинского. Слева от Введенского расположен храм Марии Египетской, справа — храм Казанской иконы Божьей Матери, неожиданно вместительный и чудесно расписанный современными оптинскими мастерами. Здесь под спудом находятся святые мощи преподобных Моисея, Антония, Исаакия (Антимонова). За Введенским находится четвертый храм — Владимирской иконы Божьей Матери, храм-усыпальница преподобных Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Иосифа, Варсонофия и Анатолия (Потапова).

 

Святые люди

Оптинские старцы были из разных сословий — из купцов, крестьян, семей священнослужителей, из ремесленников и дворян. Уроженцы Орловской, Ярославской, Калужской, Воронежской губерний, Москвы и Курска. Среди них был бывший блестящий военный — преподобный Варсонофий, бывший учитель духовного училища — преподобный Амвросий, бывший финансист — преподобный Макарий, бывший портной — преподобный Иларион, бывшие торговцы — преподобные Лев, Иосиф, Анатолий …

К концу XVIII века старчество в России почти иссякло, а в веке XIX именно Оптиной пустыни суждено было стать духовным центром России — благодаря ее старцам. Оптина стала духовной лечебницей для всех. К ней прибегали представители всех сословий и состояний, начиная от смиренного простолюдина и кончая людьми утонченной философской мысли. Влияние старчества распространялось и далеко за пределами монастыря. Обладая даром прозорливости, они назидали, увещевали и утешали всех, исцеляли от душевных и телесных болезней, предостерегали от опасностей, указывали путь жизни, открывая волю Божию.

По Божиему произволению старчество в Оптиной не прерывалось свыше 100 лет (с 1829 по 1938г.) — после кончины одного старца его место занимал другой. Старцам не надо было говорить о себе ничего, они знали о каждом все откровением Святого Духа — примеров тому тысячи.

Первым старцем, основателем оптинского старчества при деятельной поддержке братьев Путиловых — преподобных Моисея и Антония — был преподобный Лев (Наголкин: 1768-1841).

Последний оптинский старец преподобный Исаакий (Бобриков: родился в 1865г.) принял мученическую кончину в 1938 году — по приговору «тройки» он был расстрелян тульским НКВД.

В 1929 году все оптинские иеромонахи во главе с архимандритом Исаакием были арестованы. Почти на 60 лет духовная жизнь в этой благословенной обители (к тому времени разоренной, разграбленной, поруганной) замерла. И лишь в связи с великим юбилеем – 1000-летием Крещения Руси — 17 ноября 1987 года постановлением правительства РСФСР Введенская Оптина пустынь была возвращена Русской Православной Церкви.

А 26-27 июля 1996 года собор преподобных старцев Оптинских, «сочетавших в своей жизни строгую верность православной монашеской традиции и пасторскую открытость миру, глубокую молитву и деятельную любовь, преподобническое житие и исповеднический, мученический подвиг», был прославлен в лике святых.

 

Удивительно

Вернувшись домой из Оптины и проявив фотопленку, я с удивлением обнаружила, что не получилось ни одного снимка, передающего дух и величие Оптинской пустыни. Вспомнилось, что фотографировать там (вот странное дело!) почему-то и не хотелось вовсе. Вначале расстроилась …         И вдруг пришли на память тютчевские строчки: «О, память сердца, ты сильней рассудка памяти печальной».

И стало понятно, почему не получились фотоснимки — все материальное тленно. И только то, к чему мы имели счастье прикоснуться в Оптиной, что запечатлелось в наших душах, не забудется никогда — оно непередаваемо и вечно.

 

Наставления

«Старайся более внимать себе, а не разбирать дела, поступки и обращения к тебе других», — преподобный Лев (Наголкин).

«Если укоришь себя, обвинишь и осудишь пред Богом за грехи, совестью чувствуемые, и за то оправдана будешь», — преподобный Моисей (Путилов).

«На вопрос, в чем состоит счастливая жизнь — в блеске ли, славе и богатстве или в тихой, мирной, семейной жизни, скажу, что я согласен с последним. Да еще прибавлю: жизнь, проходимая с неукоризненной совестью и со смирением, доставляет мир, спокойствие и истинное счастье. А богатство, честь, слава и высокое достоинство нередко бывают причиной многих грехов, и ненадежно это счастье», — преподобный Макарий (Иванов).

«Не беспокойся много об устройстве судьбы. Имей только неуклонное желание спасения и, предоставив Богу, жди Его помощи, пока не придет время», — преподобный Амвросий (Гренков).

«Болезни телесные посылаются человеку от Бога не всегда за грех в наказание, но иногда и по благоволению для освобождения или предохранения нас от недугов душевных, которые не в пример опаснее телесных», — преподобный Антоний (Путилов).

«Если чувствуешь, что гнев объял тебя, сохраняй молчание и до тех пор не говори ничего, пока непрестанной молитвой и самоукорением не утишится твое сердце», — преподобный Иларион (Пономарев).

«Любите Бога и ближних, любите Церковь Божию; в службе церковной, в молитве ищите благ не земных, а небесных», — преподобный Исаакий (Антимонов).