facebook - НАРОДНЫЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАЗДНИКИ РОССИИ В НОЯБРЕtwitter - НАРОДНЫЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАЗДНИКИ РОССИИ В НОЯБРЕgoogle - НАРОДНЫЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАЗДНИКИ РОССИИ В НОЯБРЕpinterest - НАРОДНЫЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАЗДНИКИ РОССИИ В НОЯБРЕ%d0%bf%d1%80%d0%b0%d0%b7%d0%b4%d0%bd%d0%b8%d0%ba%d0%b8

 

Ноябрь — последний осенний месяц. Стало рано темнеть, начали все чаще случаться заморозки, деревья почти сбросили свой яркий осенний наряд. Не зря говорили раньше: «Ноябрь зиме дорожку кажет».

 

2 ноября. Белорусские Осенние Деды

Осенние Деды  православные отмечали на третьей неделе после Покрова. Это день поминовения предков. Сейчас этот праздник принято отмечать в одну из суббот с 1 по 11 ноября, объединив практически две традиции — православную и католическую. У белорусов Осенние Деды — праздник семейный, домашний, когда живущие «приглашают» предков к себе домой, чтобы угостить и отблагодарить за помощь и покровительство.

В этот день поминали всех предков независимо от места их захоронения. Перед Дедами чисто убирались, мылись в бане, где оставляли ведро чистой воды и новый веник для душ предков. Женщины готовили различные блюда. Хозяин дома зажигал свечку, читал молитву и приглашал всех предков на ужин. Перед ужином в доме открывались все двери, чтобы предки могли заходить и садиться за стол. Перед тем как приступить к очередному блюду, часть его откладывали на специальную тарелку для духов. Число блюд на столе могло быть различным, но обязательно нечетным и не меньше пяти. Каждое блюдо подавалось парно в четном количестве (если 7 блюд, то на 14 тарелках). Тем самым уравновешивалась ситуация, когда не должны быть в обиде ни живые, ни умершие.

 

Артемьев день

В этот день отмечается память Артемия Антиохийского — святого, жившего в IV веке.

На Руси было принято молить Артемия об избавлении от случайной смерти. Также его считали защитником от разного рода болезней, например от грыжи. Святого Артемия почитают своим покровителем военоначальники и атаманы. Существовало поверье, что человека, рожденного в этот день, защищает мать-волчица; его считали близким по духу лесным зверям и птицам. «Волчий корень ему покорен. Волчье лыко — его улыбка», — так говорили о родившихся на Артемия. Знали также, что с этого дня к деревням начинают приближаться волки. По их поведению судили о будущем. Если волки выли на Артемия — это предвещало морозы. А если вой был особенно громким, как если бы выла целая стая, это сулило голод. На Артемия также было принято квасить капусту, которая была одной из любимых закусок русского народа.

 

4 ноября.  День народного единства

4 ноября 1612 года народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяло Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.

Еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божьей Матери (22 октября по старому стилю) был объявлен государственным праздником. Позже из-за революции 1917 года и последующих за ней событий традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов прервалась. Можно сказать, что День народного единства совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

 

5 ноября.  День Якова

В этот день отмечается память одного из апостолов от семидесяти — Иакова Младшего, прозванного «братом Господним». Есть разные версии происхождения этого прозвища. Наиболее распространенной считается та, которая называет Иакова двоюродным братом Иисуса Христа. Еще по одной версии, он приходится сыном Иосифу, родившимся до его обручения с Девой Марией.

На Руси в этот день было принято играть в так называемые пчелиные игры — подражать жужжанию пчел и есть мед. Говорили, что чем больше меда съест хозяин и чем громче будет жужжать, тем лучше будут роятся пчелы весной и тем больше меда удастся собрать следующим летом. На Якова (Иакова) старались закончить заготовку дров на зиму. Считалось, что если успеть сделать это вовремя, то в доме всегда будет тепло. Яков считался также покровителем любой мужской работы, которой нужно было заниматься в этот день. Так, крестьяне делали гужи из сыромятной кожи, проверяли конскую сбрую. Существовал обычай «закармливать» землю: разламывали вчерашний пирог, оставшийся от праздника Казанской иконы, и раскидывали куски по ниве, подкармливая птиц. Люди верили, что пернатые своим чириканьем могут успокоить землю и упросить ее дать хороший урожай на следующий год. На Якова справляли последние осенины — проводы осени. Как подмечали наши предки, в этот день падал второй снег. Если он был обильным и не таял, то зима обещала быть мягкой, а лето — урожайным. Были для этого дня и совсем странные приметы, не имеющие логичного объяснения. Например, такая: если отрок в этот день будет готовить долги в учебное заведение, то в течение полувека не найдет доброй жены.

 

8 ноября.  Дмитриев день

Православная церковь отмечает в этот день память святого Димитрия Солунского, жившего во времена императора Диоклетиана. В Дмитриев день, как и накануне, было принято справлять поминки по усопшим, особенно если эта дата выпадала на субботу. Эту традицию установил князь Дмитрий Донской, который после победы в Куликовской битве устроил панихиду обо всех погибших на поле брани. «Покойнички на Русь Дмитриев день ведут. Покойнички ведут, живых блюдут», — приговаривали наши предки. К усопшим в этот день проявляли особое почтение — приходили на кладбище, поминали словом и плачем, а вернувшись домой, накрывали столы.

 

9 ноября.  Католический день святого Мартина

В День святого Мартина, отмечаемый ежегодно после окончания полевых работ, зажигались костры на каждой улице и в каждом дворе, где жили католики. В эти костры кидали корзины, в которых недавно лежали плоды. Через костры прыгали, а затем устраивали  шествия, зажигая факелы от их огня. В этих шествиях учувствовали ряженые: святой Мартин на коне и Мартинов человек — мальчик, туловище и конечности которого были обернуты соломой.

Основу легенды о святом Мартине составляет сказание о том, как однажды легион, в котором служил Мартин, приблизился к французскому городу Амис.

Была холодная поздняя осень. Солдаты мечтали о теплом очаге и ускорили шаг. Вот они уже вошли в город. Воины не заметили сидевшего у городских ворот старого человека. От холода и голода он стучал зубами и дрожащим голосом просил о малой милостыне.

Но солдаты проходили мимо, не замечая его. А Мартин, возглавляющий свой легион, сидел на коне в богато украшенной, длинной красной накидке. Когда он увидел мерзнущего и голодного нищего, просящего милостыню, то, к удивлению солдат, остановил легион и достал меч. Солдаты замерли в недоумении. Мартин же спокойно взялся левой рукой за свою красную накидку и острым мечом отрезал ее половину, а затем быстрым движением бросил кусок накидки в руки нищего. После этого он достал из сумки хлеб и отдал его старику. Святой Мартин считается покровителем бедняков, солдат, домашних животных и птиц, а также альпийских пастухов.

 

12 ноября.  Зиновий и Зиновия, Синичкин день

В этот день отмечается память священомученика Зиновия, епископа Егейского, и его сестры — мученицы Зиновии, живших III веке в Каппадокии. На Руси на Зиновия и Зиновию отмечали праздник рыбаков и охотников. Охотники, собираясь в этот день за зайцами, сходились пировать в одну избу. Нужно было непременно поймать хотя бы одного зверя, которого называли именинным, иначе охота на протяжении всего года могла быть неудачной. Кроме того, этот день называли Синичкиным праздником, поскольку именно к Зиновию с юга прилетали все птицы-зимники, в том числе синицы, снегири, свиристели. Дети под руководством взрослых начинали мастерить и развешивать кормушки. При этом говорили: «Подкорми птиц зимою — послужат тебе весною».

 

15 ноября.  Акиндин и Пигасий

В этот день православные отмечали память святых Акиндина, Пигасия и с ними 7 тысяч мучеников, пострадавших за христианство в IV веке. В этот день на Руси говорили: «Акиндин разжигает овин, а Пигасий солнце гасит». В этой поговорке отражаются два значимых для народа явления. Во-первых, убывал световой день, следовательно, все работы, какие возможно, нужно было переносить в дом и выполнять их при свете лучины или свечи. Кроме того, с этого времени в овинах активно сушили зерно, разводя под ним огонь. На этом огне крестьянские дети любили печь картошку и рассказывать разные истории про духов, обитающих в деревенских постройках, — овинника, гуменника, рижника. Наши предки верили, что овны и риги населены домовыми, которые никогда не показываются людям в своем настоящем виде, а предстают лишь в обличье человека. Овинник не считался злым духом. По крайней мере, топить овин и сушить зерно он никому не мешал. Нужно было лишь предварительно попросить у него разрешения на эту работу. Впрочем, если кто-нибудь обижал овинника, он мог в гневе спалить весь урожай, перекинув огонь на снопы.

 

18 ноября.   День рождения Деда Мороза

18 ноября в России официально празднуют день рождения Деда Мороза. Каков возраст зимнего волшебника — доподлинно неизвестно, но точно, что более 2000 лет. Дату рождения Деда Мороза придумали сами дети, поскольку именно 18 ноября на его вотчине — в Великом Устюге — в свои права вступает настоящая зима и ударяют морозы. Поздравить сказочного именинника приезжают его многочисленные родственники и коллеги — Санта-Клаус из Финляндии, Чисхан — якутский Дед Мороз, карельский Паккайне, зимний сказочник Микулаш из Чехии, Снегурочка из Костромы. А на центральной площади Великого Устюга в этот день проходят всевозможные праздничные мероприятия и по традиции зажигаются огни на первой новогодней ёлке.

 

24 ноября.  Осетинский праздник Джеоргуыба (День святого Георгия)

Джеоргуыба, или, как его еще называют осетины, Уастырджи (Уаскерги), празднуется ежегодно в последнюю неделю ноября и длится в течение недели, поэтому праздник в шутку иногда называют осетинскими Олимпийскими играми. Начинаются празднования с понедельника, а в воскресенье перед началом праздника по традиции каждая семья приносит в жертву Богу быка или овцу. Этот праздничный день называют «галэргэвдэн».

Осетины чтят своих дзуаров (святых), но особое почетное место в пантеоне осетинских святых занимает Уастырджи — покровитель мужчин, путников, защитник слабых и обездоленных, учитель молодежи. Осетин, где бы он ни находился и что бы ни делал, обязательно заручиться поддержкой Уастырджи. За столом традиционно первое обращение произносится к Всевышнему (Стыр Хуыцау), второе — к его посланнику Уастырджи. Глава семьи поручает его попечительству свою семью, род и просит благополучия, мира и счастья для всех. В каждый дом в течение недели обязательно приходят соседи, друзья, родственники.

В пантеоне осетинских божеств святой Георгий — единственный, кто общается с народом, ведет такой же образ жизни, как и простой горец. Он является посредником между Богом и людьми и заступается за бедных и обиженных людей.

Люди называют его «Золотой Уастырджи», «Великий Уастырджи», «Золотокрылый Уастырджи». В воображении осетин он предстает высоким, стройным седобородым мужчиной, восседающем на белом коне. Женщины, не смея произносить его имя, обращаются к нему «Лакты дзуар» — «Покровитель мужчин». Уастырджи так почитаем, что даже месяц, на который приходился его праздник, называли «Джеоргуыбайы май» — месяц Джеоргуыба. Поскольку праздник продолжается неделю, то эта неделя носит название «Неделя поклонения Уастырджи».

 

27 ноября.  Филипповка, Заговенье

В этот день чествуют  память святого Филиппа, одного из 12 апостолов. На Руси после Филиппова дня начинался строгий Рождественский (Филипповский) пост. Заканчивались свадьбы и прочие шумные праздники. Все время полагалось посвящать работе и благочестивым занятиям. Однако вечером Филиппова дня можно было заняться гаданием: девушки оставляли от ужина кусок говядины и клали его себе под подушку, зовя суженого «заговеться». После этого во сне можно было увидеть будущего жениха. С Филипповок начинались «бабьи засидки»: женщины собирались в одной избе, пряли лен и шерсть, а при этом пели тихие песни или беседовали. Также на Филиппа было принято выносить во двор еду. Она предназначалась духам, оберегающим домашних животных.