facebook - НАРОДНЫЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАЗДНИКИ РОССИИ В ОКТЯБРЕtwitter - НАРОДНЫЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАЗДНИКИ РОССИИ В ОКТЯБРЕgoogle - НАРОДНЫЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАЗДНИКИ РОССИИ В ОКТЯБРЕpinterest - НАРОДНЫЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАЗДНИКИ РОССИИ В ОКТЯБРЕ%d0%bf%d1%80%d0%b0%d0%b7%d0%b4%d0%bd%d0%b8%d0%ba%d0%b8

 

О втором осеннем месяце на Руси говорили, что он — «грязник» — ни колеса, ни полоза не любит. К октябрю обычно начиналось время свадеб. Поэтому христианский праздник Покров Пресвятой Богородицы считается в народе покровителем невест. В этот день невесты, переживая о будущем, молятся: «Батюшка Покров, мою голову покрой».

 

2 октября

Трофим и Зосима

В этот день отмечается праздник двух святых мучеников — Зосимы Пустынника и Трофима. На Руси в этот день отмечали праздник пчельников — Пчелиную девятину. В течение девяти дней с Зосимы нужно было приготовить ульи к зиме. Также в это время было принято обязательно есть по утрам мед, запивая его теплой водой. «Улья в погреб ставь, праздник меда правь», — приговаривали при этом пчельники. Устраивали Трофимовы вечеринки, на которых молодые люди выбирали невест, а девушки присматривались к женихам. Существовало поверье, что если в этот день пристально посмотреть в глаза избраннику, то он непременно ответит на чувства. «На Трофима не проходит счастье мимо: куда Трофим, туда и оно за ним», — говорили люди. Наблюдали приметы: если ветер в этот день дует с юга — на следующий год можно ждать хороший урожай озимых.

 

3 октября

Рош а — Шана

(Еврейский Новый год)

Еврейский праздник Рош а-Шана отмечается в честь сотворения мира, он символизирует начало нового года и завершение года уходящего. Существует предание, что в дни Рош а-Шана Бог отмечает в книге жизни, какая судьба ждет нас в наступающем году: «… кому жить и кому умереть, кого ожидает покой, а кого — скитания, кого — благополучие, а кого — терзания, кому суждена бедность, а кому — богатство». Искренняя вера в то, что Бог желает всем добра и благополучия, превращает этот день в праздник. В это время евреям предписано анализировать свои поступки за весь предшествующий год и подготовиться к начинающемуся. Размышляя о будущем, евреи просят мира, согласия, здоровья. Звук шофара (бараньего рога) призывает: «Очнитесь те, кто дремлет, кто тратит отпущенные годы бессмысленно. Обозрите души свои и добрыми сделайте дела ваши». Рош а-Шана празднуется в течение двух дней, 1-го и 2-го числа еврейского месяца тишрей. В этот день дарят друг другу подарки, посылают поздравления тем, кто далеко. Семья собирается за столом, который украшают традиционные праздничные блюда. В этот день на стол подается много блюд, символизирующих пожелание «полного», счастливого года: рыба — символ плодородия, голова (баранья или рыбная) — чтобы быть «во главе», а не в хвосте; морковь кружочками — по форме и по цвету она должна напоминать золотые монетки; круглую сладкую халу с изюмом — чтобы год был полным, здоровым; овощи и фрукты — в знак надежды на обильный урожай; яблоки и мед — «чтобы год был сладким и счастливым»: кусочек яблока, обмакнув в мед, съедают в начале трапезы сразу после халы.

 

Астафьевы ветры

На Руси святого Евстафия (на русский манер — Астафия) именовали Ветряком, а этот день называли Астафьевы ветры. «Ветряк дует всяк», — говорили наши предки. По тому, как дует ветер, судили о погоде: если с севера — к стуже, с юга — к теплу, с запада — к дождю, с востока — к ясным дням. Смотрели и на другие приметы: если в этот день тепло и летит паутина, значит, снег выпадет еще не скоро. А вот если шишки на елях выросли низко, нужно было ждать ранних морозов. На Астафия Ветряка отмечали свой праздник мельники, работающие на мельницах-ветрянках. Также начинали сплавлять хлеб водным путем, пока ветер дул в паруса, а реки не покрылись льдом.

 

8 октября

Сергий Капустник, Курятник

В этот день православные люди отмечают память величайшего подвижника земли русской — Сергия Радонежского. Согласно житию, Сергей Радонежский совершил множество чудес. По преданию, однажды он даже воскресил умершего ребенка. Сергий был славен также тем, что часто примирял враждующих князей, убеждая их подчиниться Великому князю московскому. Благодаря этому, ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство князя Дмитрия Иоановича и выступили вместе с ним одним войском. Кстати, отправляясь на битву, московский князь приехал за благословением к Сергию, который предрек ему победу, а также отпустил в поход двух своих иноков — Пересвета и Ослябю.

На Сергия Капустника по обыкновению рубили капусту, заготавливая ее на зиму. Опытные хозяйки знали, что солить капусту нужно с первыми заморозками — не раньше, иначе она закиснет. Засолкой занимались всей семьей: дети чистили морковь и яблоки, старики их резали. Мужчины и женщины секли капусту, складывали в кадки, засыпали солью, добавляли морковь, яблоки, бруснику или клюкву. На капустном листе пекли вкусные лепешки. Когда тесто клали на лист, молились, чтобы зима прошла благополучно. На стол в этот день подавали и пирожки с капустой. Второе прозвище, Курятник, досталось святому за то, что он считался хранителем домашней птицы, особенно кур. На Сергия судили об установлении зимы. Если наступающей ночью выпадал первый снег, зиму ждали на Михайлов день, 21 ноября, а ли погода стояла ясной, то и три последующие недели должны были быть такими же.

 

16 — 23 октября

Еврейский Суккот (Праздник кущей)

Этот один из основных праздников еврейского народа продолжается 7 дней. В это время по традиции следует выходить из дома и жить в шатре или шалаше, вспоминая о блуждании евреев по Синайской пустыне.

Праздник Суккот наполнен запахом листвы и свежесрезанных веток, ароматами мирты и этрога. В дни Суккот еврейские города или районы, где живут евреи, вдруг превращаются в зеленый сад от появления множества шалашей, украшенных яркой зеленью. В этих шалашах, называемых сука («шалаш» на иврите), живут, пируют и славят Всевышнего все 7 дней праздника. А вечерами, когда обитатели шалашей зажигают ночные огни, отчетливо видимые сквозь крыши легких построек, на еврейских улицах словно вспыхивают  тысячи холодных костров. Суккот — самый веселый из еврейских праздников, это праздник чистой радости во славу Создателя.

 

17 октября

Ерофеев день

«С Ерофея и зима шубу надевает», — говорили наши предки, замечая, что «с Ерофея холода сильнее». Некоторые мужики добавляли: «На Ерофея один «ерофеич» душу греет». Так называли крепкую настойку на душистых травах. В народе верили, что на Ерофея по лесам бродят лешии, при этом громко кричат, хлопают в ладоши и хохочут. Такое «веселье» продолжается до следующего утра: с первыми петухами лесной дух проваливается сквозь землю, чтобы вновь выскочить наружу уже весной. В этот день в лес старались не ходить, даже в случае крайней нужды.

 

19 октября

Фомин день

В этот день отмечается память святого Фомы — одного из двенадцати апостолов. По преданию, Фому прозвали «близнецом», поскольку внешне он был очень похож на Христа. Один из библейских эпизодов, связанных с Фомой, известен каждому — хотя бы по нарицательному прозвищу «Фома неверующий», которым награждают людей, сомневающихся в чем-то.

На Руси апостола Фому крестьяне почитали за то, что он славился бережливостью и запасливостью. «На Фому тащи все в крому»,  — говорили наши предки. Кромой называли большую сумку или место в амбаре для хранения зерна или других продуктов. От этого же корня произошли такие слова, как «закрома», «укромный», «скромный» и другие. К Фомину дню подводили итоги года — определяли величину запасов, рассчитывали, как расходовать их в течение зимы. Если амбары и погреба были полны, говорили: «Рад Фома, что велика крома». В этом случае шли в церковь и ставили свечку в благодарность запасливому святому.

 

22 октября

Лхабаб Дуйсэн. Нисхождение Будды с неба Тушита на Землю

Этот праздник посвящается нисхождению Будды Шакьямуни с неба Тушита для своего последнего перерождения на земле. Согласно преданию, до того как обрести последнее земное воплощение, Будда находился на четвертом небе Тушита («Сад Радости»), где обитают все бодхисатвы до того, как станут буддами. Для того чтобы перевоплотиться на этом небе, необходимо развить в себе Четыре Безмерных Состояния Пробужденного Ума — Святую Любовь, Сострадание, Сорадование и Беспристрастность. Это Небеса неравнодушных существ, пусть у них еще и остаются чувственные желания. Проживая бодхисатвой в царстве счастливых небожителей, Будда Шакьямуни понял, что ему нужно совершить последнее перерождение среди людей на земле в образе принца Сиддхартхи Гаутамы. Спускаясь с небес в мир людей, Шакьямуни возложил свою корону на голову Будды Грядущего Майтрен, который в настоящее время проповедует там Учение богам и ожидает времени, когда сможет снизойти на землю. Между тем Будда, обретя земное рождение, после 29 лет счастливой жизни во дворце ушел на поиски истины, в 35 лет открыл ее для себя, сидя под деревом бодхи, стал просветленным, то есть буддой, и начал проповедовать Учение. Решение Будды обрести последнее земное рождение и открыть всем «путь Будды» — это и есть главная идея данного праздника. В некоторых буддистских странах торжества Лхабаб Дуйсэн длятся почти целый месяц. Внутри и вокруг храмов зажигаются светильники и свечи, и проводятся молебны (хуралы), которые завершают торжественные процессии и шествия. В ночь полнолуния городские площади, улицы, дома, храмы и ступы освещаются горящими свечами, масляными лампадами и электрическими лампочками. В некоторых монастырях под звуки духовных инструментов снимают статуи Будды с высоких пьедесталов и в сопровождении процессии монахов везут по улицам, символизируя этим действием сошествие Будды на Землю.