300x225 - КАК БОРОТЬСЯ СО СТРАСТЯМИ

 

Великий пост (27 февраля — 15 апреля) — время особо сосредоточенной духовной жизни. Вот почему именно сейчас мы обращаемся к пастырям Русской Православной церкви с просьбой дать советы, как вести борьбу со страстями нам, христианам информационной эпохи, на что прежде всего обратить внимание, как настроиться, где искать помощь и поддержку.

 

Протоиерей Олег Стеняев

Преподобный Макарий Египетский выделяет 3 главные страсти, которые в его понимании рождают все остальные. Это страсть славолюбия, сластолюбия и сребролюбия. Что такое страсть славолюбия? Это когда человек требует для себя и добивается для себя особого отношения, то есть он хочет выделиться из общей массы людей, у него появляется  дух гордыни и дух такого азартного соревнования с другими людьми. Такая страсть очень опасна.

Сластолюбие — это страстное чувство, которое доминирует в настоящем мире, потому что люди заражены этой страстью не в силу только испорченности нашей природы в результате грехопадения, но и в силу того, что эта страсть культивируется в средствах массовой информации, через книги, через фильмы, через выступления разных представителей власти.

Страсть сребролюбия — это вообще очень опасный культ. Вспомним: когда евреи вышли из египетского рабства, они не успели дойти до святого Ханаана, как в пустыне дьявол подкинул им культ золотого тельца. Нечто подобное происходит и с современным российским сознанием. Мы вышли из коммунистического «Египта», не успели дойти до православного «Ханаана», как в пустыне некоей неопределенности Диавол нам подкинул культ обогащения — золотого тельца — как некую новую национальную идею. Чтобы все конкурировали друг с другом, каждый против всех, каждый за себя. В этом есть серьезная опасность.

И если стремление к славолюбию, сластолюбию, сребролюбию будет доминировать, то вряд ли мы можем рассчитывать на возрождение нашего народа.

 

Протоиерей Павел Гумеров

Давайте сначала разберемся, что же такое страсть и чем она отличается от обычного греха. Страсть — это своего рода хроническая болезнь. Начинается  с совершения обычного греха, потом это становится зависимостью, человек погружается в эту пучину … . «Соскочить» очень тяжело.

Как с этим бороться? Для этого существует наука, называемая аскетикой. Об этом есть замечательные книги: «Лествица», «Добротолюбие», поучения Аввы Дорофея …  . Также труды святителя Феофана Затворника, святителя Игнатия (Брянчанинова) — их советы годятся не только для людей того времени, но и для современных мирян. Из нынешних подвижников можно порекомендовать замечательные поучения святого Паисия Афонского.

О каких особенностях борьбы со страстями пишут святые отцы? Первое: страсть невозможно победить, если ты не очень хочешь с нею бороться. Просто так пытаться вяло ее отгонять — бесполезно. Почему? Потому что степень поражения очень серьезна. Хроническую болезнь невозможно вылечить, если ты будешь иногда пить какие-то таблеточки. Должна быть очень серьезная работа. И быстро победить страсть не получится. Ведь если страсть приобреталась голами, то за 2 недели ты ее не вылечишь. Повторюсь: это серьезная работа, для этого нужно очень серьезное желание.

Что нужно сделать, чтобы появилось это желание? Нужно, во-первых, осознать всю немощь свою. Нужно понять, что не ты управляешь своей жизнью, — ею управляет страсть. А ты, как послушный ослик, идешь, куда тебя поведут. Когда человек понимает, что он, взрослый, сильный, стал рабом какой-то своей привычки, которая его совершенно разрушает, рушит его жизнь и отношения с близкими, то, ужасаясь этому, он начинает бороться. Он понимает, что это не просто какая-то привязанность, это — серьезная зависимость. А когда он уже знает, что не он управляет страстью, с страсть — им, он начинает призывать на помощь Бога, потому что без Бога страсть победить невозможно.

И второе: осознав свою немощь и обратившись за помощью к Богу, нужно начать серьезную духовную работу по замещению этой страсти на противоположную добродетель. В чем это заключается? Человек должен как можно чаще исповедоваться, причащаться, каяться в своих грехах, работать с духовником, читать аскетическую литературу.

Такая вот работа, которая называется аскетикой. Работа очень интересная, кстати, потому что ты действительно видишь, как меняется твоя жизнь, когда из нее уходят страсти, тебе становится легче дышать, открываются совсем новые радости.

 

Священник Александр Шумский

Человек тем свободнее, чем больше он может себе запретить, и наоборот. К. Ушинский, наш гениальный педагог, многое в своих сочинениях посвятил умению ребенка запрещать самому себе.

Самые основные страсти — это непослушание, далее — нетерпеливость людей. Поэтому нужно учиться терпению. И в детях нужно воспитывать умение подчиняться.

 

Диакон Владимир Василик

Интернет, телевидение, рекламная продукция предлагают множество искушений, особенно плотских. Как сказал один мой знакомый иеромонах, современная техника представляет огромные возможности, но пользоваться ими по-настоящему может только человек нравственный. Поэтому совет: Интернетом пользуйтесь в чисто прагматических целях. У вас есть конкретная задача, например написать статью или реферат, посмотреть погоду. Смотрите. Все! Не увлекайтесь.

Второй совет: в нашем мире все на скоростях. Но даже здесь найдите время помолиться, даже когда, скажем, вы за рулем или в кресле оператора.

Третье: старайтесь избегать спешки, сохранять благородную неторопливость и взвешенность.